Россияне с долгами жалуются на угрозы и бесконечные звонки МФО: законно ли это?
Статья будет полезна читателям, которые хотят узнать:
- с чем сталкиваются россияне при взыскании долгов МФО;
- как МФО могут взаимодействовать с должниками;
- куда пожаловаться на МФО.
Высокие ставки по кредитам, массовые отказы в получении заемных денег банками и рост цен на товары и услуги вынудили некоторых россиян искать иные способы получения средств. Поэтому произошел переток части клиентов из банков в микрофинансовые организации (МФО), в которых проще и быстрее оформить заем. Однако не многие учитывают, что за этим «простым» на первый взгляд вариантом скрываются жесткие условия и иногда незаконные действия по взысканию долгов.
В законности действий сотрудников микрофинансовых организаций разобрался Bankiros.ru.
Как взыскивают долги с граждан
В интернете стали все чаще появляться жалобы россиян на действия сотрудников МФО или коллекторов, которые любым способом пытаются заставить должника вернуть заемную сумму. В некоторых случаях встречаются явные нарушения российского законодательства, в том числе частые звонки и смс-сообщения заемщику, общение с его родственниками и друзьями без соответствующего разрешения, распространение личной информации и даже угрозы.
Такие истории можно заметить на портале «ФинФорум». Должников пугают уголовной ответственностью по статье 159 «Мошенничество», части 1 УК РФ, звонят по несколько раз в день и присылают многочисленные смс, пытаются повлиять на должника с помощью родственников, друзей, коллег.
При этом с некоторыми компаниями даже невозможно связаться, чтобы решить проблему, пишут россияне.
Куда пожаловаться на МФО
Первым делом стоит связаться с компанией, которой вы задолжали деньги, и попробовать решить вопрос без последствий.
Если микрофинансовая организация нарушает ваши права и не реагирует на обращения, то вы можете написать жалобу:
- в ЦБ РФ – сделать это можно онлайн через интернет-приемную Банка России на официальном сайте регулятора или направив письмо на адрес ЦБ;
- финансовому уполномоченному – через личный кабинет на официальном сайте финомбудсмена или Госуслуги, по электронной почте, заказным письмом или лично посетив многофункциональный центр (МФЦ);
- в саморегулируемую организацию (СРО) – на сайте компаний;
- в Роспотребнадзор – через интернет-приемную на официальном сайте органа, по электронной почте, заказным письмом или лично в ближайшем отделении;
- в Федеральную службу судебных приставов (ФССП) – через интернет-приемную на официальном сайте ведомства или Госуслуги, а также лично в отделении;
- в полицию – лично в ближайшем отделении или онлайн через интернет-приемную МВД;
- в прокуратуру – через онлайн-сервис органа или Госуслуги, по почте или лично в отделении;
- в суд – направлять заявление в суд стоит уже в крайнем случае, если иные органы не помогли решить проблему.
Как могут взыскивать долги по закону
МФО могут самостоятельно взаимодействовать с должником или же привлечь коллекторов. Однако и те, и другие должны следовать закону и не нарушать прав заемщиков.
Согласно 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон “О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях”», сотрудник МФО или коллектор может общаться с должником:
- лично (не больше одного раза в неделю);
- по телефону (не больше одного раза в сутки, двух раз в неделю и восьми раз в месяц);
- через смс и сообщения в интернете (не больше двух раз в сутки, четырех раз в неделю и 16 раз в месяц).
Звонить, писать и встречаться можно:
- в рабочие дни – с 08:00 до 22:00;
- в выходные и праздничные дни – с 09:00 до 20:00.
Стоит помнить о том, что должник может отказаться от личного взаимодействия, подав соответствующее заявление в МФО или коллекторское агентство.
Представители МФО не имеют права применять по отношению к заемщикам физическую силу, угрожать, оскорблять, разглашать личную информацию.
Также нельзя общаться с родственниками, друзьями, коллегами должника без письменного разрешения.
Помните о своих правах и обращайтесь в соответствующие органы, если их нарушили.
Что в итоге:
- Некоторые МФО нарушают закон при взыскании долгов с граждан, в том числе часто звонят и пишут сообщения, общаются с родственниками и друзьями должника, распространяют личную информацию и угрожают.
- Если сотрудники СФО нарушают законодательство, то первым делом стоит связаться с компанией и попробовать решить вопрос.
- Если микрофинансовая организация не реагирует на обращения, то вы можете написать жалобу в ЦБ, финансовому уполномоченному, в саморегулируемую организацию, в Роспотребнадзор, в ФССП, в полицию, в прокуратуру и в суд.
- 230-ФЗ ограничивает взаимодействие заемщиков и МФО.
- Согласно закону, должник может отказаться от личного взаимодействия.
- Представители МФО не имеют права применять по отношению к заемщикам физическую силу, угрожать, оскорблять, разглашать личную информацию, а также общаться с родственниками без согласия должника.
- Если вам нужен заем, найти надежную МФО можно тут.
- Больше полезных новостей читайте в нашем телеграм-канале Bankiros.ru.