Сербия разочарована, что Россия предложила поставки газа лишь до конца 2025 года
Предыдущий контракт России и Сербии истек 30 сентября. Дальнейшее сотрудничество стороны планируют обсудить 13 октября. Планы по совместной работе омрачаются сразу несколькими факторами, отмечают эксперты
Президент Сербии Александр Вучич. Фото: ANDREJ CUKIC/EPA
Белград ожидал, что новое соглашение о поставках российского газа будет продлено как минимум до мая 2026 года, однако предложение Москвы предполагает контракт, рассчитанный до конца текущего года, сообщил президент Сербии Александр Вучич в интервью Informer.
8 октября истек срок последней отсрочки введения санкций США против сербской энергетической компании «Нефтяная индустрия Сербии» (NIS). Больше 44% в ней принадлежит российской «Газпром нефти».
Вучич говорил, что США под угрозой санкций требуют не сокращения долей российских компаний, а их национализации сербскими властями, чего в Москве не хотят. Сербия не пошла на национализацию, пытаясь сохранить отношения с Москвой. «И нынешний короткий контракт для нас очень плохой сигнал во всех смыслах», — сказал Вучич.
Смотрите также:
Ректор МФТИ Дмитрий Ливанов об изменениях системы образования с появлением ИИ
Сооснователь Monochrome Николай Богданович: как устроен российский модный бизнес
Онколог Игорь Хатьков о методах ранней диагностики
Наталья Касперская о том, за чем следят системы IT-безопасности
Директор МАММ Ольга Свиблова о том, почему ИИ никогда не заменит художника
Гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров о том, чем живет российское общество
Однако на деле власти Сербии сейчас обсуждают национализацию NIS. Россия хочет за актив справедливую цену, рассказывает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович:
Станислав Митрахович ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета «Российская сторона, в том числе группа компании «Газпром», не очень довольна планами по национализации компании NIS со стороны сербских властей. Смысл в том, что за эту национализацию нужно дать компенсацию. И, соответственно, есть разница между восприятием со стороны России и со стороны Сербии, сколько эта компенсация должна составлять. Российская сторона говорит, что она вложила несколько миллиардов долларов или евро в пересчете, что каждый месяц платит налоги в казну Сербии, что производство нефтепродуктов на предприятиях NIS является массивной частью экономики Сербии, поэтому если выкупать, то нужно выкупать за адекватную стоимость, а не за стоимость меньше, чем в течение года платятся налоги, условно говоря. Из-за этого, я думаю, Россия не торопится продлевать контракт, она считает, что надо, чтобы ее точка зрения по поводу стоимости NIS была услышана. Во-вторых, Сербия хоть и пытается сидеть на двух стульях — хочет и отношения с Россией развивать, и с Китаем, и с Европейским союзом, — очень много заявлений о том, что все-таки Сербия хочет стать частью Европейского союза. Отсюда подозрение, что ей придется присоединяться ко всей ограничительной политике. Соответственно, можно предположить и введение санкций со стороны Сербии в отношении России. И можно предположить присоединение Сербии ко всем ограничениям, связанным с торговлей газом и нефтью между Россией и Европейским союзом. Европейский союз же предполагает, чтобы к концу 2026 года газовые контракты уже прекратили свое действие и нельзя было заключать новые контракты. Соответственно, Россия должна сделать для Сербии какой-то сервис, подстраиваться под удобные для Сербии сроки, а потом прерывать сотрудничество? Со стороны России идет некий такой месседж, что в эту игру нужно играть совместно и определяться с совместными действиями: если мы друг другу хотим помогать, давайте каждая сторона будет идти навстречу друг к другу, а не только Россия будет приспосабливаться к тем месяцам, которых Сербии достаточно. Сейчас они хотят, чтобы мы продлили газовый контракт, а потом они скажут: вы знаете, мы идем в Европу, поэтому газ не будем покупать после 2026 года».
Вучич также сообщил, что будет разговаривать в понедельник, 13 октября, с замминистра энергетики РФ Павлом Сорокиным и главой правления «Газпром нефти» Александром Дюковым. По словам сербского лидера, он озвучит идеи сербской стороны по выходу из ситуации, но не уверен, что российская сторона их примет.