Минфин предложил обложить НДС иностранные товары на маркетплейсах
Новая схема заработает с 2027 года, начальная ставка — 5%, к 2030 году налог вырастет до 20%. Как это может повлиять на сами маркетплейсы, продавцов и покупателей?
Фото: Илья Московец/Ura.ru/ТАСС
Иностранные товары на маркетплейсах хотят обложить НДС. Минфин подготовил соответствующие поправки в Налоговый кодекс.
Предполагается, что налог на добавленную стоимость с зарубежных товаров на маркетплейсах начнут собирать в 2027 году. Первоначальная ставка — 5%. Потом ее будут постепенно повышать, и к 2030 году она увеличится до 20%. Это следует из документа, который Минфин выложил на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
Важное уточнение: речь идет только о трансграничных покупках — проще говоря, когда россиянин покупает, например, на Ozon товар у китайского селлера. За тот же самый товар, ввезенный в Россию юрлицом, НДС уже уплачен, повторно налог, конечно, никто взимать не будет.
Смотрите также:
Наталья Касперская о том, за чем следят системы IT-безопасности
Ректор МФТИ Дмитрий Ливанов об изменениях системы образования с появлением ИИ
Сооснователь Monochrome Николай Богданович: как устроен российский модный бизнес
Режиссер Грымов о театре и кино, о шоу-бизнесе и рекламе
Гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров о том, чем живет российское общество
Директор МАММ Ольга Свиблова о том, почему ИИ никогда не заменит художника
Инициатива Минфина увеличит нагрузку на сами маркетплейсы, да и на ФНС тоже. Продолжает партнер компании Taxadvisor Дмитрий Костальгин:
Дмитрий Костальгин партнер компании Taxadvisor «Не само физическое лицо будет платить этот налог в бюджет и предпринимать какие-то действия, а, условно говоря, вы, когда будете оплачивать конкретный товар, с вас уже площадка возьмет этот НДС и как налоговый агент отправит ваши деньги в виде НДС в бюджет. И более того, на площадки ложится еще одна обязанность: помимо налоговых деклараций, которые необходимо подавать, российская площадка должна весь, как я понимаю, реестр товаров, которые они обложили, тоже передать в налоговую службу. Ну, здесь вопрос, как это будет проверяться, в том смысле, что очевидно — количество данных будет очень приличное, и просто, получается, каждую покупку будут передавать в налоговую службу».
Большинство заказывает товары на маркетплейсах у российских продавцов, и для таких покупателей мало что изменится. Больших поступлений в бюджет от НДС с зарубежных онлайн-покупок тоже не будет, считает Сергей Иванов, основатель и директор компании — производителя интим-товаров LoveMachines.ru и сети розничных секс-шопов «Эрос» в Сибири:
Сергей Иванов основатель и директор компании — производителя интим-товаров LoveMachines.ru и сети розничных секс-шопов «Эрос» в Сибири «Я думаю, что сегодня не так много людей на маркетплейсах покупают товары из Китая, потому что этот товар приходится ждать довольно долго — от двух до четырех недель и дольше. В то же время те же самые импортные товары, пусть чуть-чуть подороже, но продаются уже у многих российских селлеров на тех же площадках, при этом с возможностью доставки в течение одного-трех дней. То есть я считаю, что взимание налогов с продавцов, которые находятся за рубежом и продают на маркетплейсах свои товары в России, большой прибыли в бюджет не принесет».
НДС на трансграничные покупки может привести к общему повышению цен на маркетплейсах, но оно будет небольшим. Продолжает гендиректор консалтинговой компании Goomni Ефим Алдухов:
Ефим Алдухов гендиректор консалтинговой компании Goomni «Если говорить про экономические последствия изменения цен — базово, я думаю, что да, какой-то рост цен будет, но он будет, скорее всего, сильно меньше тех же самых 5%, про которые мы сейчас говорим. Он, скорее всего, должен будет укладываться примерно в 2%, в связи с тем, что многие уже работают с НДС, крупные компании — почти все, и совокупные, грубо говоря, 30% компаний, которые представлены на маркетплейсах, занимают, я думаю, 90% рынка, и из этих 30%, скорее всего, процентов 70 так или иначе платят НДС».
Сейчас за товары китайских селлеров на российских маркетплейсах НДС никто не уплачивает, поэтому они дешевле тех же товаров, ввезенных импортерами. С другой стороны, доставка из Китая занимает обычно две-три недели, иногда больше. И у российского покупателя пока еще есть выбор — заплатить меньше и подождать или заплатить чуть больше и почти сразу получить свою покупку.