Российский рынок столкнулся с ростом шринкфляции
Речь идет об уменьшении веса продуктов при сохранении прежних цен. Экономисты отмечают при этом появление стелсфляции — то есть сочетания таких явлений, как уменьшение объема и снижение качества продукта. Подобные практики касаются не только еды, но и бытовой химии, косметики
Фото: АГН «Москва»
Российские производители уменьшают количество продуктов в упаковке, при этом цена товара сохраняется на прежнем уровне. Такое явление называется шринкфляцией, или даунсайзингом. Со второго квартала 2024 года по второй квартал текущего года шринкфляция составила в среднем 3%, подсчитали в компании NTech.
Так, массу пирожных в привычной упаковке снизили почти на 12%. За ними идет фасованная копченая рыба — минус 10% от массы и готовые блюда — минус 9%. Меньше всего недокладывают муку, колбасные нарезки и растворимый кофе — на 3,5%.
Само по себе это явление не новое. Но самый яркий случай в России произошел в 2019 году, когда удмуртская птицефабрика «Вараксино» выпустила в продажу «девяток» яиц. Квадратная упаковка стала богатой почвой для мемов. «Девятком» яиц из ПЗРК стрелял персонаж Арнольда Шварценеггера в фильме «Коммандо». В соцсетях предлагали незаметно подсократить «15 человек на сундук мертвеца», «12 разгневанных мужчин» и десятерых негритят. А комментаторы шутили, что фабрика убрала десятое яйцо, поскольку в нем спрятана смерть Кощея.
Позже отличился и «Вкусвилл», когда продавал молоко с объявлением цен не за литр, а за килограмм, то есть за 970 миллилитров. До чего в этот раз шринкфляция добралась наиболее явно, рассказывает директор по аналитике NTech Леонид Ардалионов.
Леонид Ардалионов директор по аналитике NTech «За последнее время инфляция сильнее всего проявилась в таких группах, как пирожные с небольшим сроком годности, в томатной пасте, прохладительных напитках. Очень серьезно — в шоколадных плитках. Там действительно резко похудели упаковки. Гораздо интереснее то, что в период бурного роста продовольственного рынка, это 2023-2024 год, инфляция отступала и уже снизилась до 1,5%. Рынок продолжает расти, но темпы роста гораздо ниже, чем были в том же самом 2024 году. Шринкфляция снова начала усиливаться и усиливается каждый квартал».
Шринкфляция везде: в чае, кофе, бытовой химии, шампунях, таре с алкогольными напитками и даже в тюбиках с губной помадой.
Смотрите также:
Наталья Касперская о том, за чем следят системы IT-безопасности
Автор робота Федора Евгений Дудоров о том, как России обогнать Илона Маска
Режиссер Грымов о театре и кино, о шоу-бизнесе и рекламе
Гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров о том, чем живет российское общество
Сооснователь Monochrome Николай Богданович: как устроен российский модный бизнес
Ректор МФТИ Дмитрий Ливанов об изменениях системы образования с появлением ИИ
Единственная управа на даунсайзинг коснулась социально значимых продуктов — сливочного и подсолнечного масла, вермишели, сахара, соли, муки и еще нескольких позиций. Их производителям в 2023 году запретили использовать произвольные объемы фасовки, но только если они хотят получить знак соответствия ГОСТу. Те, кто не претендуют, фасуют как хотят.
В этот раз экономисты обратили внимание еще и на скимпфляцию: когда цены на продукцию держат за счет замены ингредиентов более дешевыми. Таким образом, мы получили два в одном: и шринк-, и скимпфляцию. Все это вместе — стелсфляция. Комментирует научный руководитель Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович.
Георгий Остапкович научный руководитель Центра конъюнктурных исследований ВШЭ «Вот стелсфляция — это когда работают оба вот этих явления: и шринкфляция, и скимпфляция. К сожалению, сейчас в некоторых продуктах проявляется именно стелсфляция: и меньшая упаковка, и худшего качества ингредиенты поступают в продажу. Издержки у производителей снижаются, и производитель в принципе ставит товар почти по старым ценам. Производитель, как правило, пишет, какой объем товара, раз, и пишет, какие ингредиенты в этом продукте, но люди психологически не читают эти вещи».
Некоторые экономисты убеждены, что больше других сфер стелсфляции подвержен общепит. Так ли это, рассуждает совладелец и гендиректор группы компаний «Хурма» Гоша Карпенко:
— Повысить цены — это самое первое, что мы можем сделать. Это не всегда верный шаг. Мы всегда стараемся сначала внутри поработать, поискать какие-нибудь другие ингредиенты, может быть, заменить какие-то не самые профильные ингредиенты в этом блюде. Если уже все методы попробовали, тогда можно поднять цену, и мне кажется, так любой ресторан работает. Мы можем взять и перестать класть нормальные помидоры, а начать класть плохие. Ну гость сразу это чувствует, для нас это отразится сразу же уменьшением количества посещений гостями.
— Если и жертвовать, то прежде всего чем?
— Да ничем, это такой баланс.
В шринкфляции нет нарушений закона. Ретейл и производители могут продавать товары любого веса и объема, но обязаны давать информацию о содержимом. Лучше ориентироваться не на стоимость упаковки, а на цену товара за килограмм или литр. В России это принято называть «честной ценой».
В телеграм-канале BFMnews редакция радиоcтанции проводит опрос: замечаете ли вы шринкфляцию? 38% — замечают и стараются такое не покупать, почти столько же продолжают покупать, несмотря на цифры. И 24% не обращают внимания на упаковку, но замечают, что деньги заканчиваются быстрее.