Налог на дефицит: о чем говорит бюджет России на 2026-2028 годы. Комментарий Семена Новопрудского

0 1

«Хитом» бюджета стало повышение налога на добавленную стоимость (НДС) с 20% до 22%: это основной бюджетный налог, дающий до 40% всех доходов казны. Еще Минфин предложил снижение порога доходов для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, и налог на игорный бизнес и налог на прибыль букмекерских контор

Налог на дефицит: о чем говорит бюджет России на 2026-2028 годы. Комментарий Семена Новопрудского

Семен Новопрудский. Фото: Татьяна Фролова

Российское правительство 29 сентября внесло в Госдуму законопроект о федеральном бюджете на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов. Главным содержанием бюджетной политики на ближайшие годы исходя из проекта документа становится удержание дефицита бюджета в рамках примерно 1,5% ВВП без разгона инфляции в условиях, когда расходы будут расти, а главным источником роста доходов становится увеличение налогов на бизнес.

«Хитом» бюджета, безусловно, стало повышение налога на добавленную стоимость (НДС) с 20% до 22%. Это основной бюджетный налог, дающий до 40% всех доходов казны. Кроме того, Минфин предложил, а правительство одобрило еще две достаточно радикальные фискальные меры: снижение порога доходов для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, при превышении которого возникает обязанность по уплате НДС, в шесть раз — с 60 млн рублей до 10 млн рублей, а также налог на игорный бизнес в размере 5% от принятых ставок для букмекерских контор и налог на прибыль букмекерских контор в размере 25%.

Правительство де-факто признало наличие в России бюджетного кризиса. В России с 1 января 2026 года начнется очередной виток налоговой реформы, хотя в июне на Петербургском международном экономическом форуме министр финансов Антон Силуанов публично обещал не повышать налоги. Сейчас, комментируя проект бюджета, глава Минфина так оценил последствия повышения НДС для экономики: «Повышение НДС позволяет отказаться от негативных последствий инфляционного финансирования дефицита бюджета, что означает более низкую траекторию процентных ставок и более высокую траекторию роста экономики (по сравнению со сценарием несбалансированного бюджета)». Проще говоря, рост налогов на бизнес признан меньшим злом, чем денежная эмиссия.

При этом назвать проект бюджета на ближайшую трехлетку дезинфляционным, как это сделала глава ЦБ Эльвира Набиуллина, можно. А вот сбалансированным — при всем желании сложно. В варианте, внесенном в Госдуму и одобренном правительством, расходы федерального бюджета составят 44,1 трлн рублей (18,7% ВВП) в 2026 году, 46,1 трлн рублей (18% ВВП) в 2027 году, 49,4 трлн рублей (17,9% ВВП) в 2028-м. Доходы федерального бюджета составят 40,3 трлн рублей в 2026-м, 42,9 трлн рублей в 2027-м и 45,9 трлн рублей в 2028 году. Все эти годы бюджет будет оставаться дефицитным. Таким образом цикл постоянно дефицитного бюджета продлится в России семь лет подряд, чего не было с начала 1990-х.

Дефицит бюджета на 2026-2028 году прогнозируется в размере соответственно 1,6%, 1,2% и 1,3% ВВП. Для сравнения, в первоначальном варианте бюджета — 2025 дефицит бюджета прогнозировался в размере 0,5% ВВП. В апреле этот показатель пришлось экстренно увеличить более чем втрое, до 1,7% ВВП, или до 3,79 трлн рублей. А теперь Минфин ожидает по итогам года дефицит в размере 5,737 трлн рублей, или 2,6% ВВП. Финансировать кассовые разрывы только за счет резкого наращивания выпуска ОФЗ при текущих высоких ставках для государства очень дорого. Эмиссия, с точки зрения монетарных властей, разгонит инфляцию сильнее, чем повышение налогов. А высокая инфляция не даст возможности Банку России более радикально снижать ключевую ставку, чтобы стимулировать рост экономики.

В итоге правительство выбирало между плохим и худшим: повышением налогов и эмиссией. Ставка сделана на более низкую инфляцию, ее возврата к таргету в 4% правительство ожидает уже в 2026 году. Даже несмотря на то, что само правительство оценило вклад повышения НДС в рост инфляции в 1-1,5 процентных пункта.

На устойчивое замедление инфляции к таргету Банка России — главная надежда, потому что темпы роста экономики, которые могли бы дать прибавку доходов бюджета и прибыли бизнеса, закладываются незначительные, особенно на 2026 год — 1,3%. В 2027-м экономика, по планам кабинета министров, должна вырасти на 2,8%, а в 2028-м— на 2,5%. Это все равно сильно меньше, чем было в 2024 году, когда ВВП вырос на 4,3%, но существенно лучше роста в 1%, который теперь ожидает правительство по итогам 2025 года.

При этом сам Минфин оценивает дополнительные доходы от повышения НДС в 4,42 трлн рублей в ближайшие три года и из них 1,13 трлн в 2026-м. То есть, дополнительные доходы от НДС за три ближайших года с большой вероятностью окажутся ниже, чем дефицит бюджета за один 2025-й. При этом Минфин сообщил, что дополнительные доходы от повышения НДС пойдут на безопасность и оборону. То есть, не на финансирование устойчивого экономического роста.

2026 год может стать одним из самых сложных для российской экономики как минимум с ковидного 2020-го. По сути, на фоне повышения налогов второй год подряд (в начале 2025-го, как мы помним, выросли налог на прибыль и подоходный налог), экономика может столкнуться с падением или минимальной прибавкой обоих главных компонентов экономического роста — инвестиций и потребительского спроса.

Российскому бизнесу после двух лет подряд увеличивающейся фискальной нагрузки будет очень непросто зарабатывать прибыль и тем более инвестировать. А резкий рост дефицит бюджета уменьшает возможности для государственных инвестиций.

Разумеется, по нынешним временам три года бюджетного планирования, как говорят в математике, — «плюс бесконечность». Многое будет зависеть от геополитических новостей, которые способны радикально поменять экономический ландшафт.

Но есть в бюджете 2026-2028 и хорошая новость: российские монетарные власти собираются справляться с бюджетными кризисом наиболее разумными методами с точки зрения рыночной экономики. Стабильно низкая инфляция и относительно предсказуемый курс рубля — главные условия для возобновления устойчивого роста экономики, инвестиционной активности и способности бизнеса генерировать прибыль.

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.