«Доносятся стоны и жалобы. Все рухнуло» Как разрыв отношений с Россией сказался на Финляндии?
Эксперт Федоров: Финляндия продолжает перестраивать торговлю после разрыва с РФЛилиана Набиуллина (редактор)

Фото: Pavel Golovkin / AP
Среди всех европейских стран больше всего от разрыва отношений с Россией пострадала Финляндия. После закрытия в 2023 году общей границы там начал стремительно банкротиться малый бизнес, гостиницы в Восточной Финляндии недосчитывались туристов, а цены на древесину резко взлетели. Премьер-министр и глава Центральной торговой палаты Финляндии уже признали, что причиной замедлившейся экономики стали санкции и разлад с Москвой, а с весны в стране ходят слухи о возможном открытии границы с РФ. Реален ли такой поворот событий и куда может быть перенаправлен финский экспорт вместо российского рынка — в материале «Ленты.ру».
Из всех европейских стран, испортивших отношения с Россией с началом военных действий на Украине, наиболее сильно пострадала Финляндия, заявил в августе руководитель финской Центральной торговой палаты Юхо Ромакканиеми. Экономика Хельсинки была тесно связана с экономикой Москвы, и разрыв торговых отношений больно ударил по финнам. Практически все компании, которые вели бизнес в России, были вынуждены покинуть местный рынок. Товарооборот двух стран за несколько лет снизился более чем в десять раз: с 11 миллиардов евро в 2021 году до чуть более 1 миллиарда евро в 2024-м.

Фото: Pavel Golovkin / AP
Отказ от взаимодействия с Россией может замедлить рост национальной экономики до 0,5-2 процентов, предупредил четыре года назад Банк Финляндии. РФ тогда являлась пятым по величине экспортным рынком страны, и финские власти на фоне принятых мер стали готовиться к некоторому экономическому спаду, ожидая, что он не будет слишком большим. Однако реальный масштаб оказался значительным: он привел к снижению ВВП на 1,2 процента в 2023 году и на 0,2 процента в 2024-м. Летом 2025 года финский Минфин обновил прогноз роста местной экономики до одного процента, хотя ранее ожидалось, что к концу года он окажется на уровне 1,7.
Финляндия живет в иллюзии величия, продолжая экспортировать лишь древесину. Внешняя торговля — это по-прежнему березовые бревна и целлюлоза, и в этом году мы снова получим 13 миллиардов евро новых долгов
Хейки Салмелаоснователь финской сети ресторанов быстрого питания Hesburger
Достичь целей Кабмина по стабилизации коэффициента госдолга к 2027 году, вероятно, не выйдет, прогнозировала министр финансов Финляндии Риикка Пурра. Сделать это власти планировали до окончания полномочий действующего правительства, но теперь единственно возможным сценарием стало его увеличение — до 86,1 процента ВВП к концу 2025 года и до 90,4 процента к 2029 году. Способствовали ухудшению ситуации возросшие расходы на оборону и новые пошлины США. По данным регулятора, для стабилизации уровня госдолга в 2026-2027 годах финскому бюджету потребуются дополнительные вливания в размере четырех миллиардов евро.

Фото: Dmitri Lovetsky / AP
Проблемы с ростом экономики возникли на фоне строгого следования антироссийским санкциям. Такую тактику выбрали не все страны ЕС: Германия, к примеру, тогда сократила объем поставок в РФ почти на 70 процентов, но одновременно с этим в несколько раз нарастила экспорт в страны ЕАЭС, в том числе в Казахстан и Армению. С событиями на Украине эксперты сразу связали и взлетевший на 950 процентов экспорт из ФРГ в Киргизию. «Вряд ли кто-то верит, что в Кыргызстане внезапно начался массовый бум поставок», — комментировал ситуацию главный экономист Института международных финансов Робин Брукс. Не нужно знать всех нюансов рынка, чтобы понимать, что на следующем этапе товары будут перенаправлены в РФ, отмечал он.
Польша, Латвия и Литва, несмотря на жесткий настрой в отношении России, также использовали страны ЕАЭС в качестве обходного пути для поставок. Финляндия к подобным хитростям прибегать не стала и в 2022 году действительно сократила на 70 процентов экспорт товаров в РФ и Центральную Азию. По такому пути пошли Дания и Швеция, но у них с российским рынком изначально было меньше связей.
Муниципалитеты начали штрафовать из-за проблем на рынке труда
Параллельно в Финляндии назревала еще одна проблема: тревожно высокий уровень безработицы. В июне он вырос до 9,9 процента и стал одним из самых высоких в Европе. Причиной, по словам замгоссекретаря финского Минтруда Элины Пюлккянен, стало перераспределение потоков антикризисного финансирования ЕС в пользу Южной, а не Северной Европы. В государствах еврозоны средний показатель безработицы составил 6,2 процента, в Евросоюзе — 5,9 процента. Более высокий уровень, чем в Финляндии, был зафиксирован только в Испании.

Фото: Sergei Grits / AP
Финским муниципалитетам из-за проблем с занятостью в первом полугодии пришлось выплатить в бюджет страны порядка 347 миллионов евро штрафов (плюс 47 процентов год к году), сообщили в Управлении социального страхования Финляндии (Kela). Таким способом руководителей регионов пытались подтолкнуть к принятию мер, которые ускорят трудоустройство безработных граждан. В начале 2025 года размер этих штрафов в стране увеличили, больше всего — в Хельсинки и Тампере. Полученные суммы направляли на компенсации Kela, так как ведомство несло большие расходы при выплате пособий по безработице.
308 тыс.безработных
насчитывалось в Финляндии в июне 2025 года
В июне 2025 года в стране насчитывалось 308 тысяч безработных, а количество получателей пособий по безработице в середине года выросло на 100 тысяч человек по сравнению с прошлым годом. Финляндия лидирует и по уровню безработицы среди молодежи: в начале лета без работы там оставалась почти четверть финнов моложе 25 лет (только в трех странах Европы этот показатель выше). Те, кому все-таки удается найти работу, тратят на это в среднем 70 недель (или 1,3 года) — столь длительный срок связан не с нежеланием работать, а с банальной нехваткой рабочих мест, поясняют эксперты.

Фото: Takimoto Marina / SOPA Images / LightRocket / Getty Images
В ноябре прошлого года в стране зафиксировали снижение финансовой уверенности граждан. При этом наиболее слабой уверенность в будущем оказалась у жителей Восточной Финляндии, региона у закрытой границы с Россией. Более четверти опрошенных финнов признались, что их финансовое состояние в сравнении с 2023 годом стало хуже. Еще 64 процента респондентов заявили об ухудшении экономической ситуации в стране, сообщили в статистической службе Финляндии.
С учетом сложной экономической ситуации «справедливый мир» стал бы хорошей новостью для финской экономики, подчеркнул Ромакканиеми. Он помог бы восстановить «доверие, инвестиции и предсказуемость», а все эти пункты для рынка Финляндии крайне важны. Такие тезисы спикер озвучил в августе, вскоре после встречи президентов России и США на Аляске.
До недавнего времени риторика финнов была иной. Страна имеет гораздо меньше связей с Россией, чем, к примеру, Германия, Австрия, Греция и Италия, рассуждала в прошлом году министр иностранных дел Финляндии Элина Валтонен. Недавно покинувшие этот рынок финские компании заявляли, что не станут спешить с возвращением обратно, а возмещать убытки планировали за счет выхода в новые регионы. Однако позже стало понятно: страна недооценила влияние санкций на национальную экономику.
Погрязший в долгах Finnair оказался на грани выживания
Финские компании из-за ухода с российского рынка лишились почти четырех миллиардов евро. Удар пришелся по перевозкам и логистике, машиностроению, судостроительным верфям, производителям подъемно-транспортного оборудования.
Серьезный ущерб понесли строительная YIT (возводила жилые комплексы в Казани, Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону и других городах), энергетическая Fortum (владела теплоэлектростанциями на Урале и в Западной Сибири), производитель шин для сложных климатических условий Nokian Tyres. Сложно пришлось и основному финскому авиаперевозчику Finnair: не успев оправиться от последствий пандемии, он столкнулся с убытками в размере 150 миллионов евро из-за присоединения в 2022 году к санкциям против РФ.

Фото: Markku Ulander / Lehtikuva Lehtikuva / Reuters
Закрытие воздушного пространства России для авиакомпаний из Европы поставило национального авиаперевозчика на грань выживания, поясняет эксперт по гражданской авиации Свен Кукемельк. Бизнес-модель Finnair строилась на возможности предлагать клиентам быстрое сообщение между Европой и Азией, и ее дела шли неплохо, напоминает он, однако из-за закрытия российского неба авиакомпания лишилась возможности летать в Азию коротким путем, и рынок перехватили конкуренты. Сейчас прибыль финского перевозчика близится к нулю, а сумма кредитов четырехкратно превышает его стоимость. Спасти Finnair могли бы власти страны, но из-за роста госдолга и оборонных расходов они таких действий пока не предпринимают.
До €3,3млрд
выросла стоимость древесины в Финляндии в 2024 году после прекращения поставок из России
Свои операции в РФ свернули и такие промышленные компании, как Kone и Wärtsilä, напоминает профессор кафедры экономической безопасности и управления рисками Финансового университета при правительстве РФ Надежда Капустина. Первая работает в сегменте производства лифтов (еще недавно об их установке в своих ЖК с гордостью рассказывали российские девелоперы), вторая занимается производством машинного оборудования для морского и энергетического рынков. После ухода из страны в Wärtsilä отчитались об убытке в 200 миллионов евро, а петербургские суды в 2024-2025 годах вынесли несколько решений, обязывающих «дочек» компании выплатить Невскому судостроительно–судоремонтному заводу неотработанные авансы на 25,4 миллиона евро.

Фото: Илья Наймушин / РИА Новости
Кризис затронул и лесопромышленный комплекс Финляндии. Деревообрабатывающая компания UPM (крупнейший производитель журнальной бумаги в мире) и гигант целлюлозно-бумажной промышленности Stora Enso столкнулись с необходимостью перестраивать логистические цепочки и заниматься поиском альтернативных рынков сбыта. После введения в 2022 году санкций в отношении России финны остались без российской древесины, из-за чего были вынуждены начать вырубку своих частных лесов и увеличить закупки в Турции, Латвии и Эстонии.
В 2024 году финские лесовладельцы заявили о планах вырубить более 65 миллионов кубометров местного леса (почти на 11 миллионов кубометров больше, чем годом ранее). Влияние на это оказал не только разрыв отношений с Россией, но и рост популярности зеленых инициатив, из-за которого выросла доля древесины, используемой в биоэнергетике. Цены на древесину тоже взлетели: в прошлом году они составляли около 3,3 миллиарда евро, то есть в полтора раза больше, чем в 2021 году (тогда Россия еще поставляла древесину финнам). Выиграли в сложившейся ситуации только владельцы лесозаготовительных участков.
Гостиницы на востоке страны не смогли найти замену российским туристам
В приграничных районах Финляндии, куда до 2022 года часто ездили петербуржцы, стремительно банкротятся десятки малых и средних предприятий. Причиной эксперты назвали рухнувший после закрытия границы с Россией спрос, заместить который оказалось некому. Еще несколько лет назад дела у финского малого бизнеса шли куда лучше благодаря шопинг-туристам из России, приезжавшим за хумусом и рыбными деликатесами.

Фото: Janis Laizans / Reuters
«Из-за курса евро в Финляндии сейчас выгодно покупать практически любые товары, потому что кофе, чай, химия, порошки получаются дешевле, чем в России», — отмечала в 2022 году собеседница радиостанции «Говорит Москва». Особой популярностью у россиян пользовались икра, консервы и разные виды сыров (стоимостью 6-8 евро за килограмм). Гастрономический туризм при этом был не единственным поводом для поездок в Финляндию: кто-то из россиян приезжал туда откатать визу, кто-то просто развеяться и погулять. Это обеспечивало приток денег в страну и поддерживало деятельность местных гостиниц.
Два года назад, когда финские власти начали постепенно закрывать границу с Россией, в стране стал рушиться не только малый, но и туристический бизнес. Экономический ущерб региона в связи с отсутствием гостей из РФ достигал в прошлом году миллиона евро в день, сообщили в Региональном совете Южной Карелии. Заметно снизился грузооборот в портах Хельсинки и Котки, а железнодорожные перевозки полностью прекратились, что сразу отразилось на транспортной инфраструктуре страны.

Фото: Sebastian Kahnert / Picture Alliance / Getty Images
О том, что на сферу услуг «крайне негативно» повлияло разрушение российско-финских экономических связей, в феврале заявил и посол России в Финляндии Павел Кузнецов. Представители гостиничного бизнеса, по его словам, не смогли заместить 800 тысяч ночевок в год, которые обеспечивали им россияне, туристами из других стран. Глава дипмиссии также вспомнил, что до 2020 года, когда в мире началась эпидемия коронавируса, российские граждане оставляли в стране до 600 миллионов евро в год.
Сказалось отсутствие россиян и на рынке недвижимости, и без того пострадавшем в годы пандемии. Осенью 2024 года в Финляндии возвели всего 5000 домов — в два раза меньше, чем годом ранее. Некоторое оживление сегмента жилья впервые за три года началось только в июне 2025-го. Этому способствовало снижение ставок по ипотеке и сформированный за годы ожидания отложенный спрос.
Все это заставило местных чиновников задуматься о дальнейших перспективах российско-финских отношений. Значительного изменения риторики пока не произошло: власти страны по-прежнему заявляют о невозможности полного открытия границ, однако СМИ со ссылкой на источники уже пишут о возможности частичного открытия. Речь идет о поэтапном процессе, который может начаться с возобновления грузовых перевозок, утверждают собеседники финской Ilta-Sanomat.
В Финляндии жаловались на нехватку древесины для промышленных нужд
В сентябре о последствиях закрытия границ с Россией высказался финский премьер-министр Петтери Орпо. «Финские компании потеряли миллиарды инвестиций в России. Все приграничные перевозки и торговля остановлены. То, что граница закрыта, означает, что не поступает, например, десять миллионов кубометров древесины для нужд нашей промышленности», — посетовал он. Следствием всего перечисленного стал низкий экономический рост страны, убежден Орпо.

Фото: Pavel Golovkin / AP
Нехватка финансовых средств заставила финнов отказаться от замены дорожных указателей с российскими городами. По словам эксперта финского агентства транспортной инфраструктуры Туомаса Эстермана, муниципалитетам страны это обошлось бы в сотни тысяч евро. К тому же закрытие границы с Россией — временная мера, добавил он, а значит, вопрос замены табличек неактуален.
Из-за ухудшения отношений с Россией в Финляндии началось уменьшение количества населения, запустелость, заявил на этой неделе спецпредставитель президента России по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта, постоянный член Совета безопасности Сергей Иванов. Решение о разрыве отношений с РФ принимали финские власти, подчеркнул он, а пострадали от этого простые граждане.
Материалы по теме:

«Они готовятся к войне»Два года назад Финляндия вступила в НАТО и создает самую боеспособную армию Европы. Чем это грозит России?4 апреля 2025

Германия решила упростить выдачу гражданства.Как страна пытается спасти свою экономику за счет мигрантов?2 февраля 2024
«Не думаю, что это выбор финского народа, потому что доносятся стоны и жалобы, особенно из Юго-Восточной Финляндии, где происходит обезлюживание. Делать там без российских туристов нечего, все рухнуло, никакой экономики нет и быть не может», — высказался спикер.
Со временем финские власти осознают все преимущества добрососедства с Россией, убежден Иванов, однако в ближайшие годы отношения Москвы и Хельсинки не наладятся. Сейчас действия, предпринимаемые властями страны, движут ситуацию в обратную сторону: Финляндия выступает за укрепление восточного рубежа, строит заборы на границе с Россией. Нормализация займет десятилетия, уверен спецпредставитель президента.
Финской продукции придется конкурировать с товарами глобальных корпораций
Экономика Финляндии находится в процессе выхода из рецессии и одновременно продолжает перестройку торговли после разрыва отношений с Россией, отметил в беседе с «Лентой.ру» кандидат политических наук Владислав Федоров, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ. Производимую в стране бумагу, пиломатериалы и молочную продукцию теперь экспортируют в США, Северную Европу и Азию. Там финские товары конкурируют с товарами глобальных корпораций, чьим преимуществом остается возможность устанавливать более низкие цены.

Фото: Leonhard Foeger / Reuters
«Президент Финляндии Александер Стубб на встрече с Дональдом Трампом в Вашингтоне недавно подчеркнул, что Россия неизбежно останется соседом, с которым нужно выстраивать отношения после урегулирования украинского вопроса. И если власти Финляндии в своей внешней политике будут руководствоваться национальными интересами, то открытие границ между нашими государствами произойдет довольно быстро», — спрогнозировал Федоров. Если от финнов поступит соответствующий запрос, открыть границы можно будет в течение нескольких месяцев, добавил он, но для этого нужна политическая воля и нормативная база.
Власти Финляндии, разрушив торгово-экономические отношения с Россией, поддались флеру обещаний Евросоюза о поддержке финской экономики в случае необходимости. Спустя три года у страны появилась потребность в такой помощи, но обещания ЕС оказались не обеспечены ресурсами
Владислав Федоровпреподаватель Финансового университета при Правительстве РФ
Возможность открытия границ в сегодняшних условиях не рассматривается финскими властями даже как запасной вариант, не согласился с коллегой доцент кафедры стратегического и инновационного развития факультета «Высшая школа управления» Финансового университета при Правительстве РФ Михаил Хачатурян. Более логичным, на его взгляд, выглядит увеличение объемов поставок рыбных и лесных ресурсов на общеевропейский рынок и рынки третьих стран. Но экспорт этих товаров в Китай, Индию, страны Восточной и Юго-Восточной Азии, Латинской и Южной Америки требует значительных усилий по выстраиванию логистических цепочек, предупредил спикер. Особенно сложно, с учетом отказа от транспортного взаимодействия с Россией, сделать это на азиатском направлении.
Вторым возможным вариантом является увеличение туристической привлекательности Финляндии как для туристов из США, Китая, Юго-Восточной Азии, так и для туристов из стран ЕС, добавил Хачатурян. Для этого понадобятся значительные инвестиции в расширение туристской инфраструктуры. Еще одним сдерживающим фактором может стать стоимость перелета в Финляндию (если стартовой точкой будут, к примеру, страны Юго-Восточной Азии). «В этом контексте очевиден вывод, что экономике Финляндии перестроиться на взаимодействие с внутренним рынком ЕС и рынками третьих стран пока не удалось, и перспективы этой перестройки представляются весьма туманными», — резюмировал спикер.