Замглавы ФТС: рекомендую гражданам проехать, посмотреть — пробок на границе с Казахстаном нет

0 1

Льготный период ввоза в Россию товаров из Казахстана и Киргизии заканчивается уже 10 декабря, при этом российская таможня в этом году фиксирует рост объема серого импорта. Как ФТС борется с этой проблемой и как справляется с пробками на границе, на которые жалуются предприниматели?

Замглавы ФТС: рекомендую гражданам проехать, посмотреть — пробок на границе с Казахстаном нет

Замглавы ФТС России Сергей Шкляев. Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС

Льготный период ввоза в Россию товаров из Казахстана и Киргизии заканчивается уже 10 декабря. Указ президента, который разрешает импортерам сначала ввести в страну груз, а уже потом оформить его по всем правилам, действует до этой даты.

При этом российская таможня в этом году фиксирует рост объема серого импорта. За десять месяцев 2025 года выявили около 130 тысяч тонн нелегальных грузов, хотя власти начали активно бороться с этой проблемой, и результаты уже есть.

Подробности — в эксклюзивном интервью заместителя руководителя ФТС России Сергея Шкляева.

Редакция Бизнес ФМ часто получает жалобы предпринимателей, связанные с работой таможенных пунктов пропуска на границе России и Казахстана. Несмотря на то, что действует указ президента, мы видим сообщения о пробках, многодневных очередях, с чем это связано, и какова сейчас ситуация на российско-казахской границе?Сергей Шкляев: Срок указа президента для возможности ввоза транспортных средств в льготном порядке — до 10 декабря. Те, кто не сможет это сделать или не захотят, будут въезжать уже с соблюдением общеустановленных правил. Первое — таможенные органы Российской Федерации в соответствии с указом президента не осуществляют таможенный контроль непосредственно в пунктах пропуска, но при этом у нас имеются полномочия по проверке товаров и выявлению товаров, которые могли бы въехать в Российскую Федерацию без соответствующего оформления. Мобильными группами на трассах вблизи пунктов пропуска выявляли с сентября месяца значительное количество товарных партий, которые ввозились в Российскую Федерацию без соответствующих документов, подчеркну, в рамках контрольных мероприятий нам не были предоставлены ни декларации на товары, ни, соответственно, документы, подтверждающие фактическое нахождение юридических лиц в Российской Федерации, то есть товары отправлялись в адрес несуществующих организаций. На протяжении буквально сентября количество таких фактов значительно, и предпринимали выборочный контроль для того, чтобы фиксировать эту ситуацию. Эта работа повлияла на действия недобросовестных участников ВЭД, которые, понимая, что проводятся такие мероприятия в Российской Федерации, просто перестали отправлять свои грузы в Россию, которые стали скапливаться на территории Казахстана. Российская Федерация обозначала три основных блока. Первое — необходимость подтверждения статуса товаров. Второе: чтобы товар отправлялся в адрес существующих юридических лиц. Третье: документы, идентифицирующие эту поставку. Четвертый момент — это маркировка. Установлена необходимость на отдельные категории товаров осуществлять маркировку до ввоза в Российскую Федерацию. Если товар перемещается немаркированный, то такого участника могут привлечь к уголовной ответственности. В среднем 100-120 транспортных средств в сутки пересекает государственную границу. Упрощенная система сегодня работает через «Маштаково», там стоит поточный инспекционно-досмотровый комплекс (ИДК), туда более 100 человек дополнительно прикомандированы, но, если кто-то едет в других местах, их также там смотрят, и, соответственно, также спокойно отработают. Если будет прям резкое какое-то увеличение, изъявят все желание поехать, у нас следующий контур отрабатывается. То есть уже не в рамках Приволжского управления, а дальше, с привлечением других региональных Центрального таможенного управления, которые тоже готовы подхватить. Мы усилили мобильные группы. Скорость достаточно быстрая, никаких сложностей нет. Рекомендую любым гражданам проехать, посмотреть: пробок нет.Вы имеете в виду конкретно «Маштаково»?Сергей Шкляев: Я имею в виду любые пункты пропуска с границей с Казахстаном.Почему такое внимание уделяется именно границе России и Казахстана? Каковы основные претензии грузам, которые ее проходят?Сергей Шкляев: Огромное количество транспортных средств на постоянной основе выявлялось без документов в пунктах пропуска Казахстан — Российская Федерация. Для примера, за десять месяцев 2025 года выявлено 8,5 тысячи транспортных средств, которые перевозили грузы с нарушением. В прошлом году за аналогичный период — чуть больше 7 тысяч, динамика, которая свидетельствует о том, что у нас увеличивается количество транспортных средств, перемещающих товары с нарушением таможенного законодательства. Выборочный контроль осуществляем, выборочный, и 8,5 тысячи транспортных средств — более 130 тысяч тонн. Это те факты, которые говорят о плюс-минус «сером» импорте, который везется из стран ЕАЭС, и то, что мы увидели.Вы упомянули нарушения со стороны более чем 8 тысяч грузовиков. Каковы причины этих нарушений?Сергей Шкляев: Причины — неодинаковое таможенное администрирование, на межправсоветах выносился вопрос по определению таможенной стоимости. Были случаи, когда цена в разы отличалась. Соответственно, подходы по администрированию должны быть унифицированы. На сегодняшний день согласовано более 1628 категорий товаров — одинаковые индексы таможенной стоимости, налогоемкие товары, электроника, автомобили, одежда, обувь. Мы брали по тем товарам, которые наиболее востребованы в 2024-м — начале 2025 года: это телефоны, ноутбуки, планшеты и так далее. Помню, история, она достаточно широкое распространение имела, когда ввозились телефоны, те же iPhone, по 50 долларов оформление было в одной из республик, а в Российской Федерации они уже стоили под тысячу долларов. Разница была существенной, так же и с автомобилями.Президент России в своем недавнем выступлении особое внимание уделил «серому» импорту. Каков объем нелегальных грузов, по оценке ФТС, и о каких категориях товаров идет речь?Сергей Шкляев: Мы делали такую оценку. Как можно сделать вывод о динамике «серого» импорта? Зеркальная статистика между торговлей Китая и Казахстана отличается где-то в районе 40% от реальной, то есть Китай показывает: мы продали Казахстану 100 тонн обуви, а Казахстан показывает: мы купили в Китае 60 тонн обуви, нам такое количество не заехало. Что за этим стоит, очень сложно сейчас сказать. Вот это называется зеркальная статистика: одни показали 100, другие 60. Разница в зеркальной статистике между Китаем и Казахстаном в районе 40%, в Киргизии чуть больше. И изменение динамики торговли в той же Киргизии с Китаем между 2021 и 2024 годами где-то в 2,7 раза, то есть интенсификация произошла за счет серого импорта. И мы пытаемся коллегам обозначить: если есть рост торговли, при этом разница невооруженным глазом видна, значит, необходимо принимать дополнительные меры, связанные с выстраиванием единого таможенного администрирования в государствах-членах союза, начиная с пунктов пропуска. Должны быть единые требования к техническому оснащению в пунктах пропуска. Если брать просто торговлю, то основная категория товаров предназначена для рынка Российской Федерации, которая идет через государства — члены союза. Это товары народного потребления. Фиксировали незаконный ввоз товаров без уплаты платежей по заниженной таможенной стоимости в адрес несуществующих организаций, которые не платили налоги, которые осуществляли продажу за наличный расчет, и, соответственно, вся прибыль исключительно в адрес недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности. Примеров этому очень много. Выйдите на оптовые торговые точки и посмотрите, как там осуществляется реализация таких товаров за наличный расчет. Если вы будете подходить, спрашивать, будут преимущественно говорить о том, что давайте за наличный расчет. Раньше можно было, еще год назад, с использованием мобильных технологий. Сейчас усилили контроль за прохождением транзакций, поэтому просят наличку.
Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.