В банках предупредили об угрозе кризиса из-за блокировки звонков клиентам
Национальный совет финансового рынка направил письмо правительству и ЦБ. В нем говорится, что почти треть звонков финорганизаций блокируются операторами из-за подозрений в спаме или мошенничестве. Бизнес ФМ узнала подробности у главы Нацсовета
Фото: Анна Аникова / Фотобанк Лори
Банкиры предупредили правительство и Центробанк об угрозе кризиса из-за блокировки звонков клиентам. Из-за блокировки порядка 30% звонков сотовыми операторами в целях борьбы со спамом и мошенничеством клиенты банков не могут принять вызовы для подтверждения сомнительных операций и предупреждения о просрочке по кредитам.
Такое письмо Национальный совет финансового рынка направил председателю Центробанка Набиуллиной и премьер-министру Мишустину, о чем Бизнес ФМ сообщил председатель совета Андрей Емелин.
В письме говорится, что возможна «практически полная парализация» взаимодействия финансовых организаций всех видов» с клиентами. В том числе из-за увеличения расходов финансовых организаций на услуги связи. Сейчас банки обязаны фактически трижды платить за звонок своему клиенту, говорит председатель некоммерческого партнерства «Национальный совет финансового рынка» Андреем Емелиным:
— Для того чтобы этот массовый вызов прошел, банк вынуждает операторов связи заключать договор не только со своим оператором, но и с оператором связи, обслуживающим абонента. В картине мира операторов связи получается, что каждый банк должен заключить договор с каждым из существующих операторов связи на то, чтобы он доводил до своих абонентов так называемые массовые вызовы, которые он, этот оператор, считает массовыми, и все это сверху еще предлагается оплачивать банкам. Законная схема выглядит следующим образом, даже если ты как оператор связи квалифицируешь звонок как массовый, единственное твое действие — это запросить у звонящего инициатора вызова согласие на то, что получатель этого вызова готов получать массовые вызовы. Вот так выглядит норма закона. Но операторы говорят, поскольку нам нужно разбираться, какие вызовы массовые, какие не массовые, давайте-ка вы их будете оплачивать. Но в чем может быть суть оплаты? Только в том, чтобы тот или иной звонок массовым не квалифицировался, то есть не блокировался бы и не оформлялся бы согласием. Кажется, что это довольно странная квазиуслуга, ни законодатели, ни правительство не хотят определять понятие «массовый вызов», давая операторам связи полную волю на усмотрение, все находится вне правового поля, это собственные фантазии операторов связи. Закон ничего не говорит о том, что банки обязаны применять определение, даваемое операторами связи, что это согласие не должно подчиняться общему режиму 152-го закона, что это должно быть платным, этого тоже нигде нет. В законе ни про платность, ни про договорную основу ничего нет. Вторая проблема с маркировкой очень интересно вывернулась. Как вы знаете, услуга раньше называлась «Этикетка» и предлагалась операторами связи на коммерческих основах для звонящих организаций. Так делали достаточно крупные банки, закон превратил эту коммерческую услугу в обязательный элемент звонка, и в этом случае закон про платность ничего не написал. Итого мы за сам звонок платим, за маркировку этого звонка платим и за то, чтобы он не квалифицировался как массовый вызов. То есть одна и та же услуга фактически тарифицируется трижды. Мы пытались с операторами как-то договориться, понимая, что они несут определенные затраты на реализацию этих норм. Но при этом распределение расходов выглядит довольно странным. Минцифры в пояснительных материалах к постановлению правительства указывало, что затраты операторов составляют 2 млрд в год, а только банкам это выходит около 11 млрд рублей, а по системе 20 млрд. Ну, извините, и где тут покрытие расходов? Поэтому мы вынуждены были обратиться в правительство и в Центральный банк с тем, чтобы было принято централизованное решение о государственном контроле за ценообразованием в этих двух квазиуслугах.
— Как давно вы обратились?
— Письмо ушло вчера. Стандартный ответ — месяц.
С 1 сентября банки могут совершать массовые обзвоны клиентов только при получении предварительного согласия от них. Абоненты сами могут отказаться от массовых звонков через личный кабинет на сайте мобильного оператора или в приложении.
Смотрите также:
Экономист Михаил Ханов о самых актуальных проблемах мировой экономики
Ректор МФТИ Дмитрий Ливанов об изменениях системы образования с появлением ИИ
Режиссер Грымов о театре и кино, о шоу-бизнесе и рекламе
Ректор Бауманки Михаил Гордин о том, почему профессия инженера так важна
Наталья Касперская о том, за чем следят системы IT-безопасности
Автор робота Федора Евгений Дудоров о том, как России обогнать Илона Маска
Начиная с осени также должны маркироваться входящие звонки от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Все компании должны самостоятельно платить сотовым операторам за услугу организации массовых звонков и за «этикетку» этих звонков. В редакцию Бизнес ФМ обратились сразу несколько предпринимателей, которые рассказали, что не могут подключить эту маркировку, а кому-то ее, наоборот, подключают «автоматом». При этом далеко не все понимают, за что они должны платить.