Эльвира Набиуллина признала прошлые ошибки Центробанка

0 8

По ее оценке, регулятор слишком долго тянул с повышением ставки в 2023 году до 16%. А годом позднее подавал бизнесу неверные сигналы о вероятности скорого смягчения денежно-кредитной политики, что привело к взрывному росту кредитной активности

Эльвира Набиуллина признала прошлые ошибки Центробанка

Эльвира Набиуллина. Фото: Софья Сандурская/ТАСС

Глава Банка России Эльвира Набиуллина признала ошибки регулятора, допущенные в 2023-2024 годах. Это запоздалое повышение ключевой ставки и неверная коммуникация с бизнесом. Об этом Набиуллина сказала на конгрессе финансистов в Казахстане.

«Разные центральные банки, наверное, совершают разные ошибки. Мы на чужих пытаемся учиться, но и анализируем свои, пытаемся критично относиться к своим действиям. Я уже приводила пример 2023 года, когда у нас инфляция достаточно быстро выросла, но, наверное, мы запоздали тогда с повышением ключевой ставки, надо было ее быстрее повышать, а инфляция была очень низкая. В условиях структурных изменений не совсем было понятно, как все это работает, и конечно, задним числом мы видим, что надо было это делать, может быть, быстрее. В прошлом году у нас была некоторая ошибка в коммуникациях, мы тогда повысили ставку до 16%, но в коммуникации мы в начале года давали такое, что мы видим, что ставка достаточно высокая, политика достаточно жесткая, инфляция будет снижаться, и мы будем снижать ключевую ставку. И коммуникация была такая, что в основном нас услышали, что мы точно будем снижать ключевую ставку, а не услышали — если будет снижаться инфляция. И было ожидание быстрого смягчения денежно-кредитной политики, и тогда бизнес брал много кредитов по плавающим ставкам в надежде, что ставки будут очень быстро снижаться. И кредитная активность продолжала расти очень высокими темпами, двузначными темпами. Поэтому помимо решений по ставкам очень важна коммуникация, и мы ее постоянно стараемся выверять. Ну и, конечно, постоянно анализировать свои действия постфактум: что сработало, что не сработало, что можно было бы сделать по-другому».

Российская экономика экспортная и ЦБ в этой форс-мажорной ситуации сделал все что мог, считает член правления Российского союза промышленников и предпринимателей Игорь Юргенс:

Игорь Юргенс член правления Российского союза промышленников и предпринимателей «Все, что я могу сказать, это об ощущениях людей, людей от бизнеса, от того, что произошло. Это произошло вовремя. Когда Эльвира Сахипзадовна сейчас говорит о том, что мы там затянули или раньше или позже все это сделали, постоянно игнорируется первый и самый важный факт — это внешняя оболочка того, что из себя представляет российская экономика. Российская экономика является экспортной, то есть максимальное количество доходов мы получаем от экспорта, а не от внутреннего потребления. В связи с этим, когда мы говорим о том, что геополитические угрозы возникли именно в такой-то момент, мы помним момент начала СВО. Здесь и начинается точка отсчета, потому что платежи, экспорт, импорт высоких технологий — все это было связано с геополитическими рисками, а не с рисками внутри финансовой системы. Когда мы говорим об ошибках или плюсах Центрального банка, мы говорим о способах лечения, то есть о таблетках, но не о болезни. Давайте поговорим о болезни. Болезнь в настоящий момент заключается в продолжении СВО, в том, что внешний мир пытается задушить нашу ориентированную на экспорт экономику. Ожидать от Центрального банка, что он фискальными или монетарными методами решит эту проблему, это наивно. Да, Эльвира Сахипзадовна самокритично показала тонкую наводку Центрального банка и где они совершили небольшие ошибки. Это для экономики, для финансового сектора в целом неважно. В настоящий момент я бы рискнул сказать, что большинство отечественных банков, кроме гигантов нашей индустрии, испытывают очень серьезные проблемы и с резервами, и с наличностью, и так далее».

Удерживать ставку в 7,5% в 2023 году действительно было ошибкой, считает главный экономист ПФ «Капитал» Евгений Надоршин, как и понижать ее сейчас:

Евгений Надоршин главный экономист ПФ «Капитал» «Для нынешней нашей реальности это очень смелое заявление, у нас ошибки признавать не принято, особенно публично, учитывая, что еще некоторое время назад официальная позиция скорее была, что все и так правильно, и темы неудобные пытались обходить. Да, это было ошибкой — удерживать ставку довольно низко, около 7,5%, в 2023 году. Какое-то время у меня была иллюзия, что в условиях относительной закрытости экономики можно позволить себе более низкую локальную стоимость денег, к сожалению, оказалось нет. Поначалу рост, который наблюдался почти исключительно потребительский в российской экономике уже в 2023 году, я принял за реализацию отложенного спроса и полагал, что через некоторое время ситуация должна нормализоваться. Поэтому я должен сказать, что ЦБ, например, среагировал быстрее меня, поэтому у меня нет рекомендации относительно того, когда надо было повышать ставку. В том плане, что задним числом, когда мы все умные, я тоже могу сказать, что, очевидно, не нужно было позволять оказаться на уровне 7,5% ни в 2022 году, ни в 2023 году. Это, к сожалению, запретительно низкий уровень для тех обстоятельств, в которых оказалась российская экономика. Я рад, что ЦБ понимает теперь, что 16-процентная ставка была слишком дешевой в 2024 году. В 2023 и 2024 годах, как и 2025-м даже в большей степени, драйвером был исключительно потребительский рост, все остальное малозаметно на его фоне. Естественно, это способствовало уже сильному перегреву в экономике. Похоже, ЦБ совершает новую ошибку. Дело в том, что снизить ставку до уровня около 16% — неверное решение. Обращаю ваше внимание, что обстоятельства, которые способствовали перегреву экономики в 2024 году, принципиально не поменялись в 2025-м. По сравнению с прошлым годом они приблизительно такие же, и риски российской экономики приблизительно такие же. И мы хорошо видим, что у нас на более низких темпах роста, гораздо более низких, чем в прошлом году, увеличивается перегрев экономики. Мы имеем дело с нетипичной ситуацией: темпы роста замедлились, а перегрев экономики, похоже, продолжает нарастать. Но прямо сейчас к этому ряду ошибок можно добавить еще одну: снижение до 16,5%».

В 2025 году ключевая ставка достигала 21% годовых. Постепенное снижение началось в июне, а в октябре она опустилась до 16,5%. На последнем заседании ЦБ рассматривал сохранение ставки на уровне 17% и снижение до 16%, говорила Набиуллина.

Смотрите также:

Эльвира Набиуллина признала прошлые ошибки Центробанка

Гендиректор компании «Транспорт будущего» Юрий Козаренко о гражданских дронах

Эльвира Набиуллина признала прошлые ошибки Центробанка

Онколог Игорь Хатьков о методах ранней диагностики

Эльвира Набиуллина признала прошлые ошибки Центробанка

Директор МАММ Ольга Свиблова о том, почему ИИ никогда не заменит художника

Эльвира Набиуллина признала прошлые ошибки Центробанка

Владелец «Леонардо» Борис Кац о маркетплейсах и будущем офлайн-ретейла

Эльвира Набиуллина признала прошлые ошибки Центробанка

Гендиректор «Байкал электроникс» Андрей Евдокимов о российских технологиях

Эльвира Набиуллина признала прошлые ошибки Центробанка

Управляющий директор RWB Media Борис Пешняк о росте ретейл-рекламы в России

Большинство индикаторов устойчивой инфляции несколько месяцев находятся в диапазоне 4-6% и выраженной тенденции к ее снижению нет, указывала глава ЦБ. Регулятор допускает как снижение, так и сохранение ключевой ставки на заседании совета директоров в декабре.

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.