ЕЦБ не поддержал план ЕС по выделению Украине кредита на 140 млрд евро
Европейские чиновники просили регулятор выступить гарантом для Euroclear, который должен был стать оператором этой сделки. По данным СМИ, ЕЦБ пришел к выводу, что предложение Еврокомиссии нарушает его мандат

Фото: FLORIAN WIEGAND/EPA/TASS
Европейский центральный банк отказался поддержать план Евросоюза по выделению Украине кредита на 140 млрд евро. Это средства, которые предполагалось привлечь под залог будущих доходов от российских активов, заблокированных в бельгийском депозитарии Euroclear. Как утверждают источники Financial Times, ЕЦБ пришел к выводу, что предложение Еврокомиссии нарушает его мандат.
Европейские чиновники просили ЕЦБ выступить гарантом для банка Euroclear, который должен был стать оператором этой сделки. Еврокомиссия надеялась, что такая мера предотвратит потенциальные проблемы с ликвидностью. Почему Европейский центробанк отказал? Объясняет партнер BGP Litigation, эксперт по санкционному праву Сергей Гландин:
Сергей Гландин партнер BGP Litigation, эксперт по санкционному праву «Решение ЕЦБ имеет под собой простые понятные основания. Открываем Договор о функционировании Европейского союза. В нем есть статья 123, если перевести текст ее положений, звучать она будет приблизительно так: «Европейскому центральному банку и национальным банкам государств — членов ЕС запрещается кредитовать или предоставлять любой иной вид кредита институтам, органам, учреждениям Союза, центральным администрациям, региональным местным органам, другим органам публичной власти и иным публичным и частным учреждениям и предприятиям государств-членов, куда целиком подходит Euroclear». Euroclear — это частная коммерческая организация. Продолжая эту норму: запрещается непосредственное приобретение у них Европейским центральным банком или национальными центральными банками их долговых инструментов. Это прямо запрещено делать Центральному банку Европы, поэтому он и принял такое решение. А то, что в Европейской комиссии не всегда внимательно читают либо не знают нормы своего законодательства, конечно, прискорбно. Есть ли еще у Еврокомиссии инструменты давления на ЕЦБ? Нет, поскольку Европейская комиссия — это, по своей сути, исполнительный орган власти Европейского союза, прямых полномочий как-либо воздействовать, давить у нее нет, призывать — да, может. Напоминать про 19 пакетов санкций и преамбулы соответствующих нормативных актов она может, но поскольку нет иных обязывающих правовых оснований, то ЕЦБ максимум, что может сделать, это принять к сведению сообщение и информацию от Еврокомиссии».
Брюссель допускает возможность использования российских активов для кредитов Украине, но при выполнении определенных условий. В частности, чтобы страны ЕС предоставили по кредиту «юридически обязывающие, безусловные, безотзывные, предоставляемые по требованию» гарантии. Об этом писало ранее Süddeutsche Zeitung со ссылкой на письмо бельгийского премьера Барта де Вевера.
Но, как пишет Politico, европейские страны отвергли это требование как чрезмерное. «Если гарантии бесконечны и не имеют границ, то во что мы ввязываемся?» — заявил изданию один из европейских дипломатов. При этом, утверждают собеседники Politico, США выступают за возвращение России ее замороженных на Западе активов после урегулирования на Украине.